ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОНДИЦИОНЕРОВ В РЕАЛЬНЫХ КЛИМАТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ ЭКСПЛУАТАЦИИ

Radchenko N.I.1a, Doct. Tech. Sc., professor
Radchenko A.N.1 , Cand. Tech. Sc., associate professor
Tsoy A.P.2 , Cand. Tech. Sc., professor
Kantor S.A. 3 , Cand. Tech. Sc.
Tkachenko V.S.1 , Ph.D. student

Радченко Н.И.1a , док. тех. наук, профессор
Радченко А.Н.1 , канд. тех. наук, доцент
Цой А.П.2 , канд. тех. наук, профессор
Кантор С.А.3 , канд. тех. наук
Ткаченко В.С.1 , аспирант

1 – Admiral Makarov National University
of Shipbuilding, Ukraine, 054000, Mykolaiv, pr. Heroes of Ukraine, 9
2 – Almaty Technological University,
Republic of Kazakhstan, 050012,
Almaty, Tole Bi, 100
3 – JSC “Plant “Ekvator”, Ukraine, 054020, Mykolaiv, Dekabristov Str., 60

1 – Национальный университет
кораблестроения им. адм. Макарова,
Украина, 054000, Николаев, пр. Героев
Украины, 9
2 – Алматинский Технологический
Университет, Республика Казахстан, 050012, Алматы, Толе би, 100
3 – АО «Завод «Экватор», Украина, 054020, Николаев, ул. Декабристов, 60

E-mail: a – nirad50@gmail.com

Abstract

The operation efficiency of air conditioning systems (ACS) depends on a duration of their operation period and loadings of their refrigeration machines of definite installed (design) refrigeration capacity. The longer duration of ACS operation, the larger refrigeration capacity production according to current cooling needs during operation period. So as the operation efficiency of railway ACS and their refrigeration machines depends on a duration of their operation on the route line it can be estimated by a refrigeration capacity production for the operation period considered.
The method to determine the rational design heat load on railway air conditioning system matching the changeable climatic conditions and providing a maximum refrigeration capacity production for the operation period was developed.
One of the most attractive reserves of enhancing the efficiency of air conditioning systems consists in efficient operation of their air coolers (refrigerant evaporators), intended to match varying thermal loads in response to current changeable climatic conditions.
A proposed concept of enhancing heat efficiency of air coolers with boiling refrigerants inside channels is intended to solve the problem of uneven external thermal load distribution between refrigerant coils and changeable current thermal loads on air coolers by over filling all the coils through liquid refrigerant jet pump (injector) recirculation that provides excluding the final stage of refrigerant evaporation with low intensity of heat transfer to superheated vapors.

The principle of over filling all the refrigerant coils by liquid refrigerant injector recirculation is very useful for air coolers of railway air conditioners influenced by varying heat loads during operation at current changeable climatic conditions on the routes.



Аннотация

Эффективность работы систем кондиционирования воздуха (СКВ) зависит от продолжительности их работы и нагрузки на их холодильные машины определенной установленной (проектной) холодопроизводительности. Чем больше продолжительность работы СКВ, тем больше выработка холода в соответствии с текущими его затратами на охлаждение в течение периода эксплуатации.
Покольку эффективность работы железнодорожных СКВ и их холодильных машин зависит от продолжительности их эксплуатации на рейсовой линии, ее можно оценить по выработке холода за рассматриваемый период эксплуатации.
Разработан метод определения рациональной проектной тепловой нагрузки на систему
кондиционирования железнодорожного транспорта, соответствующей изменяющимся климатическим условиям и обеспечивающей максимальную выработку холода за период эксплуатации.
Один из наиболее привлекательных резервов повышения эффективности систем кондиционирования воздуха заключается в эффективной работе их воздухоохладителей (испарителей хладагента) при меняющихся тепловых нагрузках в соответствии с текущими климатическими условиями.
Предложенная концепция повышения тепловой эффективности воздухоохладителей с
кипением хладагента внутри змеевиков позволяет решить проблему ее снижения из-за неравномерного распределения внешней тепловой нагрузки между змеевиками и меняющихся тепловых нагрузок в целом на воздухоохладители путем рециркуляции жидкого хладагента в воздухоохладителе струйным насосом (инжектором), что обеспечивает исключение конечной стадии испарения хладагента с низкой интенсивностью теплоотдачи к перегретым парам хладагента.
Принцип рециркуляции жидкого хладагента весьма эффективный для воздухоохладителей железнодорожных кондиционеров, на эффективности которых сильно сказываютя меняющиеся тепловые нагрузки, обусловленные текущими климатическими условиями эксплуатации на конкретной рейсовой линии.

Введение

Эффективность эксплуатации систем кондиционирования воздуха (СКВ), в частности, и
железнодорожных кондиционеров, зависит от продолжительности их работы и загруженности холодильных машин (ХМ) в соответствии с текущими затратами холодопроизводительности на тепловлажностную обработку воздуха.
Чем больше загруженность ХМ и продолжительность работы СКВ в течение определенного периода (месяца, сезона, года), тем больше выработка холода холодильной машиной, т.е. более полно используется установленная (проектная) холодопроизводительность.
Поэтому правомерно оценивать эффективность использования железнодорожных
кондиционеров и, соответственно, холодопроизводительности их холодильных машин по выработке холода в соответствии с его текущими затратами при эксплуатации в климатических условиях на конкретных рейсовых линиях за один из наиболее теплых летних месяцев (июль, август).
Вполне очевидно, что максимальной, точнее, близкой максимальной, выработке холода за
выбранный период эксплуатации (например, месяц) будет соответствовать рациональная
установленная (проектная) холодопроизводительность кондиционеров.
Выбору проектной тепловой нагрузки СКВ посвящено немало исследований в области
тригенерационных установок – комбинированной выработки энергии, тепла и холода [1, 2], включая методы согласования режимов их выработки и потребления [3, 4], а также критерии оценки их эффективности [5, 6]. Анализ результатов большинства исследований приводит к заключению, что о правильности выбора рациональной проектной тепловой нагрузки можно судить по годовому эффекту, в частности, в виде сокращения потребления топлива [7, 8], увеличения выработки разных видов энергии [9, 10] как базовых составляющих при оценке экономической эффективности технического решения.
Основные положения методологии расчета проектной холодопроизводительности СКВ
приведены в работах [7, 11, 12] и базируются на методе рационального проектирования, разработанном авторами для систем охлаждения циклового воздуха тепловых двигателей [7, 12] и СКВ стационарных объектов [11], а также железнодорожных кондиционеров [13,14].

Другой проблемой, которую приходится решать для СКВ, и прежде всего транспортных
(железнодорожных, судовых и т.п.), является обеспечение высокой тепловой эффективности воздухоохладителей (ВО) с кипением хладагента в змеевиках при меняющихся тепловых нагрузках.
Хотя ее решение поддержанием определенного перегрева паров хладагента на выходе из
воздухоохладителей с помощью терморегулирующих вентилей (ТРВ) и считается общепринятым, оно все же не обеспечивает эффективную работу всех змеевиков ВО (с высокой интенсивностью теплообмена) в условиях неодинаковых тепловых нагрузок на змеевики со стороны воздуха. Эта неравномерность особенно сказывается в компактных транспортных кондиционерах, к тому же при довольно резкой смене климатических условий в течение рейса. Вполне понятно, что при поддержании перегрева общего потока паров хладагента на выходе из ВО с помощью ТРВ часть змеевиков все же будет работать неэффективно из-за большого перегрева паров хладагента в них при повышенных тепловых нагрузках со стороны воздуха, когда процессы кипения хладагента в них
проходят в режиме «сухой стенки» с крайне низкой интенсивностью теплоотдачи к перегретым парам в отличие от интенсивной теплоотдачи к жидкому хладагенту в перемежающихся и кольцевом режимах внутритрубного кипения [15].
Множество работ посвящено исследованиям теплоотдачи при внутриканальных фазовых
переходах: кипении [16, 17], конденсации [18], ее интенсификации применением различных схем и способов циркуляции хладагена в испарителях парокомпрессорных ХМ [15, 19], контактного охлаждения циклового воздуха и отработавших газов тепловых двигателей [20], теплоиспользующими ХМ, в частности ступенчатого охлаждения воздуха [21], холодильными машинами комбинированного типа [22] .
Известные способы выравнивания тепловых нагрузок на змеевики ВО применением направляющих воздушный поток заслонок, подбором подводящих хладагент трубок от распределителя («паука») также энергозатратны и недостаточно эффективны.
Не дает принципиального решения проблемы снижения тепловой эффективности ВО в
реальных условиях эксплуатации при неравномерных по поверхности (змеевиков) ВО и меняющихся (в соответствии с текущими параметрами наружного воздуха) тепловых нагрузках применение современных систем кондиционирования с регулированием расхода хладагента (Variable Refrigerant Flow (VRF) system) [23, 24] и компрессоров регулируемой производительности [25, 26], поскольку поддержание требуемого перегрева паров хладагента на выходе ВО не исключает неэффектиной работы отдельных змеевиков при кипении хладагента в режиме «сухой стенки».
Решением проблемы мог быть переход на насосную циркуляцию хладагента в ВО, тем более, что в железнодорожных кондиционерах уже предусмотрено наличие отделителей жидкости на всасывании компрессора и ресиверов для хранения избыточного хладагента. Насосная циркуляция жидкого хладагента в испарителях обеспечивает эффективную работу крупных промышленных разветвленных систем охлаждения, а также морозильных аппаратов. Но для таких минисистем циркуляции хладагента в компактных железнодорожных кондиционерах применение электронасосов минимальных размеров тоже решение не из дешевых. Весьма перспективным является применение
для циркуляции струйных аппаратов (эжекторов) [27, 28], в случае жидкого хладагента – насоса струйного типа (инжектора) [29, 30], который использует потенциальную энергию жидкого хладагента высокого давления на выходе из конденсатора (разность давлений в конденсаторе и испарителе), обычно теряемую при дросселировании жидкого хладагента в ТРВ. Инжекторная рециркуляция жидкого хладагента успешно может быть реализована в воздухоохладителях железнодорожных кондиционеров, в холодильных машинах которых уже предусмотрены отделители жидкости на всасывании компрессора
Цель работы – разработка метода определения рациональной тепловой нагрузки на
кондиционеры и системы циркуляции хладагента, обеспечивающих их эффективную работу при резко меняющихся климатических условиях на конкретных железнодорожных рейсах.

Объекты и методы исследования

Объектом исследования являются железнодорожные кондиционеры, процессы тепловлажностной обработки воздуха в которых отличаются значительными колебаниями тепловых нагрузок в соответствии с климатическими условиями на конкретных рейсовых линиях и для которых весьма остро стоит проблема повышения тепловой эффективности воздухоохладителей в условиях неравномерной тепловой нагрузки, а также выбора рациональной проектной холодопроизводительности, обеспечивающей покрытие ее текущих затрат при минимальной установленной мощности, соответственно и стоимости, холодильных машин.

Эффективность работы железнодорожных кондиционеров и их ХМ зависит от текущих
тепловых нагрузок и продолжительности их работы при разных нагрузках на конкретных рейсовых линиях. Ее целесообразно оценивать по выработке холода в соответствии с его текущими затратами за определенный промежуток времени, к примеру, за летний месяц (июль, август), когда имеют место повышенные тепловые нагрузки.
Предложен метод определения проектной (установленной) холодопроизводительности
Q0 кондиционеров исходя из максимальной (близкой максимальной) выработки холода (Q0 ∙τ ) в
соответствии с его текущими затратами за определенный период эксплуатации τ, час. С целью распространения результатов расчетов на СКВ и ХМ разной холодопроизводительности Q0 ее представляют в относительном виде как удельную холодопроизводительность q0 = Q0 /Gв , кВт/(кг/с), или кДж/кг, приходящуюся на единицу массового расхода воздуха Gв , кг/с, через ВО.
Удельная холодопроизводительность q0, кДж/кг:
q0=ξ*свл*(tнв-tв2) 
где ξ – коэффициент влаговыпадения; tнв – текущая температура наружного воздуха, 0С; tв2 – температура охлажденного воздуха, 0С; свл – удельная теплоёмкость воздуха, кДж/(кг·К).
Соответственно выработку холода ХМ за определенный период в соответствии с его затратами на СКВ рассчитывают также в удельных величинах как ∑(q0 ∙τ ), кДж·ч/кг, для единичного расхода воздуха через ВО: Gв = 1 кг/с.
Вполне очевидно, что максимальной, точнее, близкой максимальной, выработке холода будет соответствовать рациональная установленная (проектная) холодопроизводительность кондиционеров. Такой подход к выбору установленной (проектной) холодопроизводительности кондиционеров отличается от общепринятого – по максимальной текущей тепловой нагрузке. При этом используется статистический метод анализа данных по тепловым нагрузкам и их продолжительности путем их выборки для разных величин установленной (проектной) холодопроизводительности кондиционеров, т.е. построением кумулятивной характеристики потребления холода для конкретных рейсовых линий.

Результаты и их обсуждение

  1. Тепловые нагрузки на воздухоохладители железнодорожных кондиционеров на
    рейсовой линии
    Текущие значения температуры tнв и относительной влажности φнв наружного воздуха [31, 32] и снижение его температуры Δtв в результате охлаждения до температуры tв2 = 15 °С и соответствующей текущей удельной тепловой нагрузки q0 (удельной холодопроизводительности холодильной машины – при единичном массовом расходе воздуха Ga = 1 кг/с) при охлаждении наружного воздуха до температуры tв2 = 15 °С и климатических условиях курсирования поездов по прямому Киев-Херсон (К-Х) и обратному Херсон-Киев (Х-К) маршрутах для 1.08-3.08. 2017 представлены на рис. 1, а для рейсовой линии Херсон-Львов (Х-Л) и Львов-Херсон (Л-Х) за трое суток 1.07-3.07. 2018 – на рис. 2.

Как видно, характер графиков изменения текущих значений удельной тепловой нагрузки
(холодопроизводительности) q0 и снижения температуры Δta при охлаждении наружного воздуха до ta2 = 15 °С не совпадает из-за разного поведения кривых относительной влажности φнв наружного воздуха и влияния соответствующей скрытой теплоты конденсации водяных паров.

Существенное изменение текущих удельных тепловых нагрузок q0 на воздухоохладитель СКВ требуют выбора его рациональной расчетной величины, обеспечивающей максимальную выработку холода в течение рассматриваемого периода времени.
Значительные изменения текущих тепловых нагрузок q0 на воздухоохладители СКВ ставят остро проблему выбора их рациональной проектной величины, обеспечивающей максимальную выработку (потребление) холода в соответствии с текущими его затратами за рассматриваемый период времени.
Значения месячной выработки холода в относительных величинах ∑(q0 ∙τ ) (при массовом
расходе воздуха Gв = 1 кг/с) в зависимости от проектной удельной холодопроизводительности q0 = Q0 /Ga холодильной машины для охлаждения наружного воздуха до температуры ta2 = 15 °С в климатических условиях на рейсовой лини Херсон-Львов и Львов-Херсон за август 2018 года представлены на рис.3, а рейсовой лини Киев-Херсон и Львов-Херсон за июль 2018 года – на рис.4.

Как видно из рис. 3, удельное потребление холода в августе ∑(q0 ∙τ ) при охлаждении
наружного воздуха до температуры ta2 = 15 °С и удельной холодопроизводительности q0 = 27- 28 кДж/кг, или кВт/(кг/с), составляет ∑(q0 ∙τ ) ≈ 22-23 МДж/(кг/ч) для всех прямых рейсов ХерсонЛьвов и обратных рейсов Львов-Херсон при монотонном возрастании месячного потребления ∑(q0 ∙τ ) в соответствии с увеличением удельной холодопроизводительности q0 до величины 27- 28 кДж/кг.
Из-за незначительного приращения ∑(q0 ∙τ ) дальнейшее увеличение удельной
холодопроизводительности q0 свыше 27-28 кДж/кг не приводит к заметному увеличению месячной выработки холода ∑(q0 ∙τ ), но требует увеличения размеров холодильной машины и, соответственно, стоимости. Поэтому удельную холодопроизводительность q0 = 27-28 кДж/кг принимают за рациональную и исходя из нее рассчитывают полную проектную холодопроизводительность Q0 установленной холодильной машины для соответствующего расхода воздуха через воздухоохладитель.

Как видно, удельное потребление холода в июле ∑(q0 ∙τ ) при охлаждении наружного воздуха до температуры tв2 = 15 °С и удельной холодопроизводительности q0 = 32 кДж/кг составляет ∑(q0 ∙τ ) ≈ 22-24 МДж/(кг/ч) для прямых Киев-Херсон и обратных Херсон-Киев рейсов при монотонном возрастании месячного потребления ∑(q0 ∙τ ) в соответствии с увеличением удельной холодопроизводительности q0 до величины 32 кДж/кг.
Поэтому удельную холодопроизводительность q0 = 32 кДж/кг принимают за рациональную и исходя из нее рассчитывают полную проектную холодопроизводительность Q0 установленной холодильной машины для соответствующего расхода воздуха через воздухоохладитель Ga , кг/с: Q0 =
Ga∙q0 , кВт.

1.Особенности теплообмена при кипении хладагента в змеевиках воздухоохладителей

Конвективное испарение хладагента внутри каналов характеризуется резким падением
интенсивности теплообмена на завершающей стадии испарения, когда происходит так называемый кризис теплоотдачи второго рода (рис. 5). Это происходит из-за высыхания поверхности внутренней стенки канала при переходе двухфазного потока хладагента из кольцевого режима течения в дисперсный (туман).
В компактных воздухоохладителях с оребренными трубами коэффициент теплоотдачи к
хладагенту aа на заключительной стадии его испарения значительно ниже, чем к воздуху ав . Это приводит к резкому снижению общего коэффициента теплопередачи k и плотности теплового потока q при массовом паросодержании около хcr ≈ 0,9, что соответствует осушению поверхности стенки канала при переходе от кольцевого к дисперсному режиму течения (рис. 5).

Расчеты выполнены для воздухоохладителя с пластинчатым оребрением труб наружным и внутренним диаметрами 12 и 10 мм, температурой воздуха на входе tв1 = 25 °C и выходе tв2 = 15 ° C, температурой кипения хладагента на выходе t02 = 0 C, хладагент R142b.
Резкое снижение плотности теплового потока q вызвано падением коэффициента теплоотдачи к кипящему хладагенту аa, который становится даже ниже коэффициента теплоотдачи к воздуху ав, что приводит к снижению общего коэффициента теплоотдачи k.
С учетом того, что в традиционном воздухоохладителе с ТРВ пар на выходе из
воздухоохладителя должен быть перегретым на 5…10 ºС, доля поверхности, приходящейся на завершающуюся стадию кипения и перегрева пара с крайне низкой интенсивностью теплоотдачи составляет около 20-30 %.
Следует отметить, что резкое снижение интенсивности теплоотдачи к хладагенту с переходом от кольцевого к дисперсному течению имеет место для большинства хладагентов.

  1. Разработка системы циркуляции хладагента в воздухоохладителях железнодорожных кондиционеров при меняющихся климатических условиях

Для обеспечения интенсивной теплоотдачи по всей длине змеевиков воздухоохладителя
следует исключить завершающую стадию испарения с осушением внутренней стенки змеевиков, т.е. обеспечить работу воздухоохладителя с неполным испарением. Неиспарившуюся жидкость необходимо отделять от пара в отделителе жидкости и направлять снова в воздухоохладитель на испарение струйным насосом (инжектором). Такой подход к повышению эффективности работы системы кондиционирования воздуха обеспечивает эффективную тепловлажностню обработку воздуха при реальных меняющихся тепловых нагрузках в соответствии с текущими климатическими условиями.
Для обеспечения интенсивного теплообмена по всей длине змеевиков воздухоохладителя
необходимо исключить их концевые участки по ходу хладагента, т.е. на входе воздушного потоку при противотоке, на которых происходит завершающая стадия испарения капель в потоке перегретого пара, движущегося вдоль сухой стенки, т.е. перейти на неполное испарение.
Неиспарившуюся капельную жидкость следует сепарировать от пара в отделителе жидкости и снова возвращать струйным насосом (инжектором) на испарение в воздухоохладителе (рис. 6) [15, 30].
Инжектор использует потенциальную энергию жидкого хладагента высокого давления на
выходе из конденсатора (разность давлений в конденсаторе и испарителе), которая обычно теряется при дросселировании жидкого хладагента в ТРВ.
Инжекторная рециркуляция жидкого хладагента успешно может быть реализована в
воздухоохладителях железнодорожных кондиционеров, в холодильных машинах которых уже предусмотрены отделители жидкости на всасывании компрессора (рис. 6).

Эффективность воздухоохладителей определяется плотностью теплового потока qFa и при его максимальной величине qFamax она максимальная. Плотность теплового потока, отнесенная к площади внутренней поверхности трубы: qFa = k θ, где коэффициент теплоотдачи на стороне хладагента аa может быть рассчитан по уравнениям [15], а коэффициент ав теплоотдачи на стороне воздуха, отнесенный к площади внутренней поверхности трубы, θ – логарифмическая разность температур; k − общий коэффициент теплопередачи.
Существование максимального значения плотности теплового потока qFamax обусловлено следующим. С увеличением массовой скорости хладагента ρw коэффициент теплоотдачи к хладагенту аa и общий коэффициент теплопередачи k увеличиваются. Но падение давления хладагента ∆P и соответствующее снижение температуры кипения хладагента ∆t0 также возрастают.
В практике оптимального проектирования испарителей-воздухоохладителей значение температуры кипения хладагента t02 на выходе из испарителя (на всасывании компрессора) фиксируют, чтобы сохранить неизменными параметры в других характерных точках холодильного цикла [15].
При фиксированном значении t02 увеличение Δt0 вызывает увеличение температуры кипения хладагента t01 на входе в испаритель и, как следствие, уменьшение логарифмической разницы температур между охлаждаемым воздухом и кипящим хладагентом. Такое противоположное влияние массовой скорости хладагента ρw на k и  приводит к существованию максимума функции qFa = kпри вполне определенном значении массовой скорости ρw. Это значение и принимают за оптимальное (ρw)opt (рис.7).

При полном испарении хладагента в традиционном воздухоохладителе кратность циркуляции n = 1/x2 = 1, где x2 – массовое паросодержание хладагента на выходе.
Как видно из рис. 6, рециркуляция жидкого хладагента обеспечивает значительное отклонение массовых скоростей хладагента ρw в змеевиках воздухоохладителя от их оптимального значения без заметного уменьшения теплового потока q. Это означает, что допускаются большие колебания тепловой нагрузки без снижения тепловой эффективности воздухоохладителя.
Как видно, рециркуляция жидкого хладагента в воздухоохладителе с помощью инжектора
обеспечивает увеличение теплового потока q на 20…30% по сравнению с обычными
воздухоохладителями с полным испарением хладагента и перегретым паром на выходе и допускает большее отклонение массовые скорости хладагента ρw от их оптимальных значений (более чем в два раза) без заметного уменьшения теплового потока q. Это означает, что допускаются большие колебания тепловой нагрузки без снижения тепловой эффективности воздухоохладителя.
Таким образом, рециркуляция жидкого хладагента сокращает влияния неравномерной
тепловой нагрузки на эффективность воздухоохладителя и работу кондиционера в целом.

Заключение

Разработан метод определения рациональной проектной тепловой нагрузки на систему
кондиционирования железнодорожного транспорта, соответствующей изменяющимся климатическим условиям и обеспечивающей максимальную выработку холода за период эксплуатации.
Предложена концепция повышения тепловой эффективности воздухоохладителей железнодорожных кондиционеров с кипением хладагента в змеевиках путем рециркуляции жидкого хладагента струйным насосом (инжектором), что обеспечивает исключение конечной стадии испарения хладагента с крайне низкой интенсивностью теплоотдачи к перегретым парам хладагента при повышенных тепловых нагрузках на змеевики.
Показано, что рециркуляция жидкого хладагента в воздухоохладителе струйным насосом
(инжектором) обеспечивает увеличение плотности теплового потока q на 20… 30% по сравнению с обычными воздухоохладителями с полным испарением хладагента и перегретым паром на выходе и допускает большее отклонение расходов хладагента ρw, соответственно и тепловых нагрузок, от их оптимальных значений почти в два раза) без заметного уменьшения теплового потока q.
Следовательно, допускаются большие отклонения тепловой нагрузки без снижения тепловой эффективности воздухоохладителей, что особенно важно для эксплуатации железнодорожных кондиционеров, отличающейся резким изменением климатических условий в течение рейсов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Ortiga, J. Operational optimisation of a complex trigeneration system connected to a district heating and cooling network [Текст] / J. Ortiga, J.C. Bruno, A. Coronas // Applied Thermal Engineering. – 2013. – № 50. – P. 1536–1542.
  2. Khaliq, A. Development and analysis of industrial waste heat based trigeneration for combined production of power heat and cold [Текст] / A. Khaliq, I. Dincer, P. B. Sharma // Journal of Energy Institute. – 2010. – №. 83 (2). – С. 79–85.
  3. Marques, R.P. Thermodynamic analysis of trigeneration systems taking into account refrigeration, heating and electricity load demands [Текст] / R. P. Marques, D. Hacon, A. Tessarollo, J. A. R. Parise // Energy and Buildings. – № 42. – P. 2323–2330.
  4. Forsyth, J.L. Gas turbine inlet air chilling for LNG / J. L. Forsyth // IGT International Liquefied Natural Gas Conference Proceedings. – 2013. – № 3. – С. 1763–1778.
  5. Carvalho, M. Multicriteria synthesis of trigeneration systems considering economic and environmental aspects [Текст] / Carvalho M., Lozano M.A., Serra L.M. // Appl. Energy. – 2012. – № 91. – С. 245–254.
  6. Rodriguez-Aumente, P.A. District heating and cooling for business buildings in Madrid [Текст] / P. A. Rodriguez-Aumente, M. del C. Rodriguez-Hidalgo, J. I. Nogueira, A. Lecuona, M. del C. Veneg // Applied Thermal Engineering. – 2013. – № 50. – C. 1496–1503.
  7. Radchenko, A. Rational designing of gas turbine inlet air cooling system [Текст] / A. Radchenko, L. Bohdal, Y. Zongming, B. Portnoi, V. Tkachenko// Tonkonogyi V. et al. (eds.) Grabchenko’s International Conference on Advanced Manufacturing Processes. InterPartner-2019. Lecture Notes in Mechanical Engineering. Springer, Cham. – 2020. – 10 c.
  8. Forduy, S. Enhancing the fuel efficiency of gas engines in integrated energy system by chilling cyclic air / S. Forduy, A. Radchenko, W. Kuczynski, A. Zubarev, D. Konovalov // In: Tonkonogyi V. et al. (eds.) Grabchenko’s International Conference on Advanced Manufacturing Processes. InterPartner-2019. Lecture Notes in Mechanical
    Engineering. Springer, Cham. – 2020. – 10 c.
  9. Radchenko A. Increasing electrical power out-put and fuel efficiency of gas engines in integrated energy system by absorption chiller scavenge air cooling on the base of monitoring data treatment [Текст] / A. Radchenko, M. Radchenko, A. Konovalov, A. Zubarev // E3S Web of Conferences. HTRSE-2018. – 2018. – № 70, 03011. – 6 с.
  10. Suamir, I.N. Performance evaluation of integrated trigeneration and CO2 refrigeration systems [Текст] / I.N. Suamir, S.A. Tassou // Applied Thermal Engineering. – 2013. – № 50. – С. 1487–1495.
  11. Trushliakov, E. Statistical approach to improve the efficiency of air conditioning system performance in changeable climatic conditions / E. Trushliakov, M. Radchenko, A. Radchenko, S. Kantor, Y. Zongming // The 5th «International Conference on Systems and Informatics: ICSAI 2018». – Jiangsu, Nanjing, China, 2019. – C. 256–260. DOI: 10.1109/ICSAI.2018.8599434.
  12. Radchenko, A. Rational designing of gas turbine inlet air cooling system [Текст] / A. Radchenko, L. Bohdal, Y. Zongming, B. Portnoi, V. Tkachenko// Tonkonogyi V. et al. (eds.) Grabchenko’s International Conference on Advanced Manufacturing Processes. InterPartner-2019. Lecture Notes in Mechanical Engineering. Springer, Cham. – – 10 c.
  13. Radchenko, M. Increasing the Operation Efficiency of Railway Air Conditioning System on the Base of its Simulation Along the Route Line / M. Radchenko, et al. // Proceedings (Nechyporuk M. et al. (eds), Integrated Computer Technologies in Mechanical Engineering) Advances in Intelligent Systems and Computing, ICTM 2019, Springer, Cham. – 2020. – № 1113. – С. 461–467.
  14. Radchenko, A. Statistical method to define rational heat loads on railway air conditioning system for changeable climatic conditions / A. Radchenko, M. Radchenko, E. Trushliakov, S. Kantor, V. Tkachenko // The 5th International Conference on Systems and Informatics: ICSAI 2018. – Jiangsu, Nanjing, China, 2019. – P. 1294–1298. DOI: 10.1109/ICSAI.2018.8599355.
  15. Radchenko, N. A concept of the design and operation of heat exchangers with change of phase [Текст] / N. Radchenko // Archives of Thermodynamics: Polish Academy of Sciences. – 2004. – № 25 (4). – C. 3–19.
  16. Khovalyg, D.M. Dynamics of two-phase flow with boiling refrigerant R134a in minichannels (in Russian) [Текст] / D.M. Khovalyg, A.V. Baranenko // Journal of technical physics. – 2015. – № 85 (3). – C. 34–41.
  17. Bao, Z.Y. Flow boiling heat transfer of freon R11 and HFCFC123 in narrow passages [Текст] / Z.Y. Bao, D.F. Fletcher, B.S. Haynes // Int. J. Heat Mass Transfer. – 2000. – № 43. – C. 3347–3358.
  18. Bohdal, T. Investigation of flow structures during HFE-7100 refrigerant condensation [Текст] / T. Bohdal, M. Sikora, K. Widomska, A.M. Radchenko // Archives of thermodynamics: Polish Academy of Sciences. – 2015. – № 36 (4). – P. 25–34.
  19. Konovalov, D. Efficiency Analysis of Gas Turbine Plant Cycles with Water Injection by the Aerothermopressor [Текст] / D. Konovalov, H. Kobalava // In: Ivanov V. et al. (eds) Advances in Design, Simulation and Manufacturing II. DSMIE 2019. Lecture Notes in Mechanical Engineering. Springer, Cham. – 2020. – № 20. – С. 581–591.
  20. Trushliakov, E. Increasing the Operation Efficiency of Air Conditioning System for Integrated Power Plant on the Base of Its Monitoring / E. Trushliakov, A. Radchenko, S. Forduy, A. Zubarev, A. Hrych // In: Nechyporuk M., Pavlikov V., Kritskiy D. (eds) Integrated Computer Technologies in Mechanical Engineering. Advances in Intelligent Systems and Computing. Springer, Cham. – 2020. – № 1113. – C. 351–360. DOI https://doi.org/10.1007/978-3-030-37618-5_30
  21. Radchenko, М., Enhancing the utilization of gas engine module exhaust heat by two-stage chillers for combined electricity, heat and refrigeration / M. Radchenko, R. Radchenko, O. Ostapenko, A. Zubarev, A. Hrych // The 5th «International Conference on Systems and Informatics: ICSAI 2018». – Jiangsu, Nanjing, China, 2018. – С. 227–231.
  22. Radchenko, R. Gas turbine unite inlet air cooling by using an excessive refrigeration capacity of absorptionejector chiller in booster air cooler [Текст] / R. Radchenko, A. Radchenko, S. Serbin, S. Kantor, B. Portnoi // E3S Web of Conferences. HTRSE-2018. – 2018. – № 70, 03012. – 6 с.
  23. Alahmer, A. Simulation and optimization of multi-split variable refrigerant flow systems [Текст] / A. Alahmer, S. Alsaqoor // Ain Shams Eng. J. – 2017. 24.Liu, C. Operational Electricity Consumption Analyze of VRF Air Conditioning System and Centralized Air Conditioning System Based on Building Energy Monitoring and Management System [Текст] / C. Liu, T. Zhao, J. Zhang // Procedia Engineering. – 2015. – № 121. – P. 1856–1863.
  24. Kim, D. Evaluation of energy savings potential of variable refrigerant flow (VRF) from variable air volume (VAV) in the U.S. climate locations [Текст] / D. Kim, S.J. Cox, H. Cho, P. Im // Energy Rep. – 2017. – № 3. – P. 85–93.
  25. Enteria, N. Performance evaluation of the variable refrigerant flow (VRF) air-conditioning system subjected to partial and unbalanced thermal loadings [Текст] / N. Enteria, H. Yamaguchi, M. Miyata, T. Sawachi, Y. Kuwasawa // Journal of Thermal Science and Technology. – 2016. – № 11 (1). – P. 1–11.
  26. Butrymowicz, D. Investigations of prototype ejection refrigeration system driven by low grade heat [Текст] / D. Butrymowicz, J. Gagan, K. Śmierciew, M. Łukaszuk, A. Dudar, A. Pawluczuk, A. Łapiński, A. Kuryłowicz // E3S Web of Conferences. HTRSE-2018. – 2018. – № 70, 03002. – 7 с.
  27. Smierciew, K. Experimental investigations of solar driven ejector air-conditioning system [Текст] / K. Smierciew, J. Gagan, D. Butrymowicz, J. Karwacki // Energy and Buildings. – 2014. – № 80. – С. 260–267.
  28. Radchenko, N. On Reducing the Size of Liquid Separators for Injector Circulation Plate Freezers [Текст] / N. Radchenko // International Journal of Refrigeration. – 1985. – №5 (8) – С. 267–269.
  29. Trushliakov, E. An innovative air conditioning system for changeable heat loads [Текст] / E. Trushliakov, M. Radchenko, T. Bohdal, R. Radchenko, S. Kantor // Tonkonogyi V. et al. (eds.) Grabchenko’s International Conference on Advanced Manufacturing Processes. InterPartner-2019. Lecture Notes in Mechanical Engineering.
  30. Springer, Cham. – 2020. – 10 c.
  31. Meteomanz Homepage [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.meteomanz.com
  32. Weather and Climate [Электронный ресурс]: Справочно-информационный портал. – Режим доступа: http://www.pogodaiklimat.ru